Совсем скоро начинается сезон полевых работ и нужно к нему как следует подготовиться.
Мы поговорим о таком нужном для обладателей мотоблоков с двигателем воздушного охлаждения устройстве как ходоуменьшитель.
Существует несколько модификаций этого полезного устройства. Можем разделить их на две группы — цепные и редукторные ходоуменьшители. Каждая имеет свои особенности и модельный ряд, который разработан для установки на определенную модель мотоблока (мощность, а также дизель или бензин). Основные же отличия состоят именно в присоединительных пластинах и разболтовке.
Модельный ряд ходоуменьшителей
Мы выделяем две модели — Ходоуменьшитель МБ-105 и Ходоуменьшитель МБ-135.
Редукторных ходоуменьшителей также две модели — под дизельные и бензиновые мотоблоки.
Особенности конструкции
Цепные ходоуменьшители
Один из основных критериев, на которые необходимо обратить внимание при выборе, — вал редуктора. Он должен быть шестигранным, с сечением 32 мм. Ходоуменьшитель устанавливают на мотоблок, колеса — на вал ходоуменьшителя, на котором также есть звездочки. Дополнительно имеется пара звездочек, которые необходимо установить на вал редуктора мотоблока. Вся эта конструкция работает благодаря цепной передаче. Передаточное соотношение звездочек равно 2,5 : 1.
Разница между моделями МБ-105 и МБ-135 заключается в крепежных отверстиях на плите. Также ходоуменьшитель МБ-105 имеет дополнительную переходную рамку, которую необходимо использовать для установки на бензиновые мотоблоки.
Проще говоря, ходоуменьшитель МБ-105 подходит для 6- и 7-сильных мотоблоков, а МБ-135 — для 9-сильных.
Редукторный уменьшитель хода — более сложный механизм. Он представляет собой дополнительную коробку передач, которая устанавливается на воздушный мотоблок между коробкой и двигателем. Выпускается две модификации — для дизельных воздушных мотоблоков и бензиновых.
Если с дизельными все достаточно стандартно и их установка проходит без вопросов, то с бензиновыми мотоблоками вопросы периодически появляются.
Основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание, — это диаметр вала двигателя — 25 мм, шлицевой. Проверьте также длину вылета хвостовика, так как если она будет больше или меньше оптимального значения, могут понадобиться доработки втулок ходоуменьшителя. Коробка должна иметь две скорости вперед и одну назад, и самый основной аспект – переходная плита мотоблока, которая у вас сейчас установлена между коробкой и двигателем. Зачастую все несостыковки возникают именно с ней.
Если параметры разболтовки переходной плиты для дизельных и бензиновых мотоблоков не совпадают, не стоит отчаиваться. Если форма плиты позволяет, отверстия можно пересверлить.
Отличаются цепные и редукторные ходоуменьшители, во-первых, ценой, а во-вторых, удобством эксплуатации. Редукторный ходоуменьшитель не потребует демонтажа, если вам необходимо вернуться на «родные» обороты мотоблока, в отличие от цепного. Но еще мы хотим обратить ваше внимание — при использовании редукторного уменьшителя хода обороты вала отбора мощности также уменьшаются. Если вы хотите на малой скорости использовать роторную косилку через переходник от ВОМа, обороты будут не те.